ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с героической судьбой
подпольщиков Севастополя в годы Великой Отечественной войны;
Воспитание патриотизма. ОБОРУДОВАНИЕ: телевизор,
видеомагнитофон, видеокассета с фильмом об освобождении Севастополя,
фонограмма песни "Легендарный Севастополь", экспонаты из фондов
Музея героического подполья, фотовыставка из фондов Музея
Героической обороны и освобождения Севастополя.
Учитель: Севастополь – символ беспримерного
героизма нашего народа. Городу не однажды за свою историю
приходилось демонстрировать мужество и стойкость духа. За этими
словами подвиг не только воинов – защитников, но и жителей города.
На нашем классном часе мы познакомимся с судьбой людей, которые в
осажденном Севастополе боролись с врагом, верили и как могли
приближали победу. Какими они были? В чем источник силы духа и
отваги этих людей?
Уч 1: Во второй обороне в 1941–1942 годах, во
время Великой Отечественной войны, Севастополь противостоял
превосходящим силам гитлеровцев, сдерживая двухсоттысячную вражескую
армию.
Уч 2: 250 дней защитники города отражали
бешеные атаки фашистских войск. За это время враг потерял более 300
тыс. убитыми и ранеными. Но гитлеровцы все яростнее штурмовали
Севастополь. После третьего штурма стало ясно, что защищать город
просто некому, основная масса войск и жителей, участвовавших в
обороне, погибла.
Уч 3: Шел сотый день,
Сто первый, Сто второй.
Под нами с ревом оседали горы.
Но только почта покидала город,
И только мертвый смел покинуть строй.
С момента вступления в город гитлеровских солдат началась
перерегистрация населения. Немцы хотели выявить солдат и матросов,
коммунистов, активных участников обороны Севастополя. Части СС
устраивали облавы для того, чтобы молодежь отправлять в Германию на
принудительные работы, грабили население, подозрительных держали в
Константиновском равелине. На его стенах остались надписи: "Дорогая
Родина, не забывай нас", "Мы ожидаем смерти. Прощай Родина–мать,
прости, что не защитили".
2 ученика
Немцы создали в городе лагеря для военнопленных и жителей,
отказавшихся работать на немцев, Там не давали есть и пить, не
позволяли оказывать помощь. Тех, кто приносил еду и воду для
узников, расстреливали. В Инкерманских штольнях фашисты живыми
добивали тяжелораненых бойцов, а затем, подожгли и трое суток из
штолен неслись крики женщин и детей. Погибло около 3 – 4 тыс. Летом
1942 года для того, чтобы наладить прицел на орудиях кораблей
гитлеровцы посадили на баржу 240 человек и открыли по ней огонь.
Стреляли до тех пор пока она не пошла ко дну.
Новые "хозяева" держали севастопольцев на голодном пайке. Для
работающих – 100 гр. хлеба в день, для иждивенцев – 50. Если
находили 1 кг продуктов, то расстреливали всю семью. За годы
оккупации фашисты угнали в рабство 42 тыс., уничтожили около 30 тыс.
севастопольцев. Город был почти мертв, улицы заросли травой. Изредка
доходили сведения о партизанах в крымских лесах. Казалось, что
надежды больше нет.
Севастопольский вечер осенний,
Обелиски в закатном огне,
А от них – бесконечные тени
По траве,
По стерне…
По стране!
Через нивы и снежные горы.
По воде и седому песку.
Через вечное матери горе
И полынную вдовью тоску…
1 ученик
К ноябрю 1942 года на верфи судоремонтного завода среди насильно
согнанных на работу людей появилась первая подпольная группа.
Руководителем стал Павел Данилович Сильников. Вместе со своими
товарищами Павел Данилович всячески тормозил ремонт немецких
кораблей и лодок, они незаметно портили станки, моторы, ценные
материалы. Его группа похищала чистые бланки документов и помогала
красноармейцам и морякам, спрятанным местным населением, получать
пропуски на завод под видом рабочих и тайно собирать оружие.
Подпольщики освободили из плена и спасли от расстрела около 800
солдат и матросов. По улице Ленина, 30 Сильников вместе с товарищами
собрал радиоприемник. Они слушали сводки Советского правительства.
Немцы в своих листовках, расклеенных по городу, утверждали, что
Москва взята и СССР проиграл войну, а все войска сдались в плен. Это
делалось для того, чтобы окончательно сломить сопротивление
населения. Ведь фашисты ощущали ненависть жителей города и хотели
добиться морального превосходства. Группа Сильникова тайно
рассказывала людям правду о реальном положении на фронте.
1 ученик
На другом конце города почти одновременно с группой П. Д.
Сильникова возникла еще одна подпольная организация под руководством
Василия Дмитриевича Ревякина. В нее вошли жители города и бежавшие
из лагерей военнопленные моряки и красноармейцы. В последние дни
обороны города он сражался на мысе Херсонес и попал в плен вместе со
многими солдатами и матросами. Вечером при движении колоны людей,
захваченных немцами в плен, он бежал при помощи местных жителей. Его
спрятали в одном из домов по улице Лабораторной в доме Нефёдовых.
Спустя некоторое время он устроился работать в школу № 9 учителем
химии и биологии. Его женой стала дочь Нефедова – Лидия. Она
разделила с ним все опасности подпольной борьбы. Подпольщики имели
свой радиоприемник, по сводкам Совинформбюро писали листовки и
распространяли их по городу, проводили диверсионные акты. Листовки
по ночам расклеивали подростки 13–15 лет.
1 ученик
В начале 1943 года возникла еще одна подпольная группа в районе
Лазаревских казарм из военнопленных и жителей города. Возглавил ее
Терещенко Николай Игнатьевич. Члены группы имели пишущую машинку и
каждую ночь печатали по 20–100 листовок с призывом не работать на
оккупантов, а бороться с ними. Всего было выпущено 36 номеров.
Группа доставала документы для бежавших из плена солдат, расселяла
их по конспиративным квартирам, собирала оружие и боеприпасы для
диверсий.
В марте-мае 1943 года три группы подпольщиков объединились. И
вышла первая политическая листовка с сообщением о создании в
Севастополе Коммунистической подпольной организации в тылу немцев
(КПОВТН).
Подпольная организация имела программу и устав. Принимали только
проверенных людей, которые давали клятву. В группе было 50 человек в
1943, а в 1944 – уже 200. Более 80 жителей оказывали активную
помощь. Организация делилась на маленькие отряды по 7–12 человек.
Первой задачей было разоблачение гитлеровской пропаганды. Во дворе
Ревякина росла акация, над которой проходила электрическая сеть.
Василий Дмитриевич провел провод под корой акации, подсоединил к
сети и по ночам слушал на дереве новости из Москвы, которые затем
печатали в листовках. Внизу патрулировали полицаи, и в любую минуту
кто-то мог увидеть в кроне дерева силуэт человека. И тогда
неминуемая смерть… Всю информацию, собранную таким образом
распечатывали в листовках.
2 ученика
На Зеленой горке появилась молодежная группа. До войны некоторые
из них учились в железнодорожном техникуме и школе. А во время
оккупации подростки 12–14 лет стали помогать подпольщикам
распространять листовки по улице Ленина, на Историческом бульваре,
площади Ушакова, Центральном рынке. Гитлеровцы вывешивали приказы о
смертной казни для тех, кто это делал. Но каждое утро на месте бумаг
жандармерии появлялись новые сведения о наступлении Красной армии, о
скорой победе, призывы к борьбе с ненавистными врагами.
Нет, не погибли
Мальчуганы
Из Севастополя.
Севастополь сопротивляется…
Нет, не погибли
Гордые труженики
Севастополя.
Севастополь сопротивляется –
Духом бесстрашным,
Честью высокой, совестью мира.
Севастополь снова поднимается…
Это стихотворение написал Альберто Тебас – латиноамериканский
поэт, узнавший о подвиге героев – подпольщиков.
Вместе со взрослыми дети участвовали в подготовке и взрыве на
Северном доке, в уничтожении немецких казарм, взрыве судна "Орион",
эшелонов с техникой, отправлявшейся на фронт. Подпольщики установили
связь с крымскими партизанами и предавали им сведения о передвижении
гитлеровских войск.
Руководители подполья стремились к созданию настоящей типографии,
чтобы выпускать газету. В доме Ревякина в скальном грунте стали рыть
яму. Вход в нее оборудовали из кухни. Отверстие закрывалось
выпиленным камнем, сверху вешали ковер, а затем портрет Гитлера.
Чтобы отвести подозрения от часто приходивших посетителей, по
вечерам в доме устраивались вечеринки для немцев. Пока солдаты
вермахта веселились, в типографии печатали газету "За Родину". Вышло
25 номеров. Ни одному из гитлеровцев не пришло в голову потревожить
портрет фюрера.
Учитель
В конце 1943 года в группу подпольщиков под видом бежавшего из
плена красноармейца пробрался предатель, который выдал членов
подпольной организации гитлеровцам. В феврале – апреле 1944 года
большая часть подпольщиков была арестована. Пытки, побои и
издевательства не заставили выдать своих помощников среди жителей
города. 39 членов группы Ревякина зарыли живыми в воронку из-под
снаряда, многих расстреляли. Из руководителей подполья в живых не
осталось никого. Это происходило ровно 61 год назад в такой же
апрельский день как сегодня. До освобождения Севастополя оставались
считанные дни…
Видеофрагмент освобождения Севастополя.
После прихода Советских войск в Севастополь места захоронения
подпольщиков были найдены. Сейчас на кладбище Коммунаров им стоит
памятник
БЕСЕДА С УЧЕНИКАМИ.
Могли ли эти люди в годы оккупации просто выживать в этих сложных
условиях страха и постоянной опасности?
Почему они выбрали именно такой путь?
Было ли им страшно?
Сегодня мы неоднократно слышим о появлении фашиствующих
организаций, в том числе и в нашей стране. Можно ли объяснить,
почему молодежь вступает в такие организации? (Возможно, потому, что
они не знают своей истории, не знают о том, что творили фашисты, не
знают о тех, кто жертвовал своей жизнью ради других).
ЭПИГРАФ.
В канун 60-летия Великой Победы нашего народа над фашизмом,
знакомясь с историей собственного города, судьбой его жителей,
понимаешь, что победа зависела от каждого человека, от его воли и
мужества, отваги и готовности жертвовать собой во имя любви к
Родине. И наш город стал героем, потому что героями были простые
жители.
На высотах синих и курганах,
В древнем Херсонесе, между скал,
Вижу и безвестных, безымянных,
Кто в бою спасенья не искал.
Им И тем, чьи слезы и улыбки
С солнечною спорят синевой,
Севастополь – памятник великий,
Самый вечный на земле – Живой!
ПЕСНЯ «ЛЕГЕНДАРНЫЙ СЕВАСТОПОЛЬ».
Автор – учитель истории, классный руководитель 7-А класса ОШ
I-III ступеней № 24 г. Севастополя, Новикова Е.В. (высшая категория)
2005 год